Международный фестиваль школьников и студентов «Медиация будущего»
29.04.2022-01.05.2022 юные медиаторы государственного учреждения образования «Средняя школа №14 г. Мозыря» явились делегатами Гомельской области на Международном фестивале школьников и студентов «Медиация будущего». В состав делегации вошли: учащиеся Гуглева Александра, Мушина Кристина, Савицкая Виктория, Вадильникова Анна и педагоги Зелимова Юлия Александровна и Семёнова Екатерина Викторовна.
Фестиваль ежегодно вовлекает учащихся и педагогов нашей республики и других стран в единое образовательное пространство по обмену опытом работы служб школьной медиации. Традиционно фестиваль наполнен богатым содержанием: увлекательные тематические конкурсы, квесты и выступления профессионалов-медиаторов.
Особенно приятно, что уже второй год подряд честь представлять Гомельскую область представлена школьникам Мозыря. Команда выступила достойно. Энергия, драйв, креатив фестиваля зарядили ребят позитивом, творчеством и вдохновили на создание и реализацию новых творческих идей.
Гульчик В.В., координатор проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации»
Информация о деятельности школьных служб медиации в Мозырском районе
О деятельности школьной службы медиации
в ГУО «Средняя школа №11 г. Мозыря»
Открытие школьной службы медиации в государственном учреждении образования «Средняя школа №11 г. Мозыря» осуществлено 01.09.2021.
За время существования школьной службой медиации (далее - ШСМ) был проведен ряд мероприятий.
1. С целью организации деятельности школьной службы медиации в сентябре 2021 года разработан и утверждён план работы школьной службы медиации.
2. Осуществлена рекламация ШСМ: учащиеся учреждения образования информированы о том, что в учреждении существует ШСМ и каковы её функции. Разъяснены цели, задачи, формы и перспективы ШСМ. О работе ШСМ учащиеся проинформированы в ходе выступлений членов ШСМ на классных часах, а также в ходе индивидуальных бесед. Информирование законных представителей о работе ШСМ осуществляется на родительских собраниях, при обращении по возникающим вопросам в социально-психологическую службу школы.
3. В сентябре 2021 года оформлен информационный стенд «Школьная служба медиации». Информация о ШСМ размещена на сайте школы.
4. В рамках организации просветительской и профилактической работы проведены классные часы по темам «Как найти друга?», «Будем милосердны к старости», «Мы разные, но мы вместе». В шестых классах организован коллективный просмотр фильма Р. Быкова «Чучело», с последующим обсуждением. На родительских собраниях проведены профилактические беседы по темам: «Особенности подросткового возраста» «Если в семье конфликт», «Нравственные уроки моей семьи», «Профилактика злоупотребления алкоголя, наркотических средств, среди несовершеннолетних», «Жестокое обращение с детьми», «Агрессия у детей. Причины и последствия». В рамках Всемирного дня толерантности (16 ноября) в учреждении организован ряд мероприятий, посвящённых данному событию. Члены ШСМ провели акцию «Подари улыбку», был организован просмотр жизнеутверждающих видеороликов в фойе школы. Распространены телеграммы с пожеланиями чуткости, доброты и терпимости. Проведены классные часы «Путешествие в страну «Дружбы», «Конфликт и пути его решения», «Мой друг», «Конфликт – это…»
5. За время существования школьной службы медиации было 3 обращения (2 учащихся V-х классов, 2 учащихся IX-х классов, конфликт между учеником V-го класса и учителем(п запросу администрации)). Указанные случаи с обращением учащихся касались неконструктивных способов общения (передача искаженной информации, недопонимание смысла высказывания в адрес учащегося, нетерпимость к личностным особенностям некоторых учащихся со стороны одноклассников). Ответной реакцией являлись драки на уроках и переменах, назначение «стрелок», взаимные оскорбления в социальных сетях. Подобные конфликты разрешались конструктивно в ходе одной сессии.
«Работа по данному направлению является новой для школы, но за короткий срок работы начал складываться опыт и понимание для чего служба школьной медиации нужна. Учащиеся также заинтересовываются возможностью разрешения конфликтов с помощью медиации» (Гнедько И.А., педагог-психолог ГУО «Средняя школа №11 г. Мозыря», школьный медиатор).
Перспективы:
В 2021/2022 учебном году продолжается работа по дополнению и систематизации нормативно-правовой базы, включающей документы, которые регламентируют деятельность школьных служб медиации.
В 2021/2022 учебном году планируется:
транслировать опыт работы через школьную газету, через телеграмм- канал и мессенджер «Viber» школы.
Школьные медиаторы: Гнедько Ирина Александровна, куратор службы школьной медиации, педагог-психолог; Веселов Александр Игоревич, юный медиатор, учащийся 10 «А» класса.
Группа поддержки: Голуб Светлана Федоровна, педагог-психолог; Грищенко Оксана Евгеньевна, педагог дополнительного образования; Здольник Валерия, Горин Святослав, учащиеся 10 класса.
О деятельности школьной службы медиации
в ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря»
Открытие школьной службы медиации в государственном учреждении образования «Средняя школа №14 г. Мозыря» осуществлено 12.02.2021.
На начальном этапе создания ШМС в учреждении образования реализована тематическая консультация для учащихся VIII - IX классов по теме «Конфликт. Преодолеть!» (20.03.2021). Осуществлено выступление по вопросу создания в учреждениях образования «ШМС» на педагогическом совете (февраль). Группой «Равный обучает равного» реализована раздача информационных листовок «Что такое медиация?»
С сентября 2021 г. по январь 2022 г. в ГУО «Средняя школа № 14 г. Мозыря» в рамках деятельности Школьной службы медиации проведен ряд с мероприятий.
1. Создан и распространен буклет для родителей «Школьная служба медиации».
2. В рамках объединения по интересам «Юный блогер» создан видеоролик «Что такое медиация?»; ролик размещен в школьном аккаунте инстаграм, осуществлена трансляция видеоролика на плазменной панели в фойе школы.
3. Осуществлены выступления на общешкольных родительских собраниях по теме «Школьная служба медиации: конструктивный выход из конфликтной ситуации», выступления на классных часах с мини-лекцией «Чем школьная служба медиации может помочь учащимся?».
4. Организована работа инициативной группы по принципу «равный обучает равного» по вопросам конструктивного урегулирования конфликтов.
5. Проведено занятие с элементами тренинга для учащихся «Равный среди равных» (12 занятий в классных коллективах).
6. Реализованы тренинговые занятия по формированию коммуникативных навыков, навыков сотрудничества (7 занятий в классных коллективах).
7. Осуществлены три примирительные встречи:
06.10.2021 г. - в VI класс пришел «новенький» учащийся. Коллектив настороженно отнесся к появлению нового члена коллектива, группа учащихся вела себя агрессивно по отношению к нему: высмеивала внешность, одежду, ответы у доски и др. Он, в свою очередь, обзывался на детей и жаловался учителям. Для разрешения данной конфликтной ситуации классный руководитель обратился в Школьную службу медиации. Данная медиация проведена самостоятельно учащейся-медиатором без непосредственного участия взрослых, под наблюдением медиатора. Результат положительный.
09.11.2021 - мальчик Илья долго не может привыкнуть к школьному распорядку. На уроке он может встать с места, пройти по классу, взять что-то с парты одноклассников. В ответ на замечания учителя грубит, начинает кричать или бегать по кабинету. Ребята говорят ему, что он мешает, делают ему замечания. Но Илья на замечания одноклассников не реагирует. В результате ребята объединились против Ильи, перестали с ним общаться и играть на переменах. Своевременное вмешательство помогло разрешить конфликт. Конфликт разрешился с применением медиации, конструктивно.
09.12.2021 Богдан - ученик V класса, на уроке английского языка был не согласен с полученной оценкой, выразил учителю свое недовольство. Учитель в ответ повысила голос на ученика, сказала, что эта оценка может стать еще ниже. В ответ на это ученик при всем классе оскорбил учителя, используя при этом нецензурную лексику на английском языке. После урока учительница в слезах обратилась к педагогам социальным с просьбой провести с Богданом профилактическую работу. Они порекомендовали педагогу и ученику обратиться в Школьную службу медиации. Ситуация была исчерпана снятием противоречий между ее участниками посредством применения медиации.
Школьные медиаторы: Семёнова Екатерина Викторовна, куратор службы школьной медиации, педагог-психолог; Гуглева Александра, юный медиатор, учащаяся 10 класса.
Группа поддержки: Зелимова Юлия Александровна, педагог-психолог, Савицкая Виктория, Вадильникова Анна, учащиеся 9 класса, Мушина Кристина, Махнач Ольга, учащиеся 10 класса.
О деятельности школьной службы медиации
в ГУО «Средняя школа №10 г. Мозыря»
Открытие школьной службы медиации в государственном учреждении образования «Средняя школа №10 г. Мозыря» осуществлено 16.02.2021.
На начальном этапе деятельности ШСМ в учреждении образования проведены групповые занятия на тему «Конфликтные ситуации и способы их преодоления» с учащимися 1-3 классов (23.02.2021), с учащимися 5-8 классов (03.03.2021). Осуществлено анкетирование учащихся 5-11 классов по выявлению причин конфликтов. Проведена акция «В нашей школе работает ШСМ» (08.03.2021-19.03.2021). Систематически на переменах с учащимися 1-3 классов, 5-8 классов проводятся психологические игры на сплочение.
С сентября 2021 г. по январь 2022 г. в ГУО «Средняя школа № 10 г. Мозыря» в рамках деятельности Школьной службы медиации проведен ряд с мероприятий.
1. Проведено анкетировании учащихся VI- VIII классов по выявлению причин конфликтов (13.09.2021-15.09.2021), IX- XI классов (18.10.2021-20.10.2021).
2. Осуществлено информирование законных представителей учащихся о работе ШСМ XI класса (21.10.2021), I класса (28.10.2021).
3. Реализован просмотр видеоролика «О дружбе» (с обсуждением) (25.10.2021).
4. Проведена серия тренинговых занятий с учащимися IX- X классов на тему «Способы разрешения конфликтных ситуаций» (17.12.2021).
5. 30.11.2021 проведена медиативная встреча по урегулированию конфликта между учащимися. Суть конфликта – мальчик «не давал прохода девочке», гиперопекая её своим навязчивым вниманием. Девочка испытывала дискомфорт в связи с этим, поэтому обратилась в ШСМ. Медиативная сессия дала положительный результат.
Школьные медиаторы: Шлапак Татьяна Фёдоровна, куратор службы школьной медиации, педагог-психолог; Книжонок Ярослав Игоревич, юный медиатор, учащийся X класса.
Группа поддержки: Козенко Ксения, Назарчук Вадим, Сорокин Максим, учащиеся IX класса
Координация деятельности школьных служб медиации осуществляется МРСПЦ.
1. Разработаны единые образцы оформления журналов, почтового ящика ШСМ.
2. Разработаны, обсуждены с кураторами ШСМ, откорректированы образцы документации по организации деятельности ШСМ. Образцы одобрены и рекомендованы к использованию решением РРЦ педагогов-психологов, педагогов социальных Мозырского района (Протокол №6 от 21.01.2022). ….Подготовлены рекомендации по организации ШСМ «Шаг за шагом».
3. Проведены инструктивно-методические совещания для кураторов Служб медиации на тему «Организация работы Школьных служб медиации в учреждении образования»: 25.02.2021 (база проведения - ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря»), 18.01.2022 (база проведения - отдел образования Мозырского райисполкома).
4. Кураторы школьных служб медиации приняли участие в онлайн супервизии, организованной исполнительным директором ОО «Белорусский республиканский союз юристов», медиатором, руководителем Школьного проекта Центра «Медиация и право» Орловской И.В. и кандидатом юридических наук, доцентом кафедры международного частного и европейского права факультета международных отношений Белорусского государственного университета, председателем Совета центра «Медиация и право» Бельской И.А. (25.02.2021).
5. Кураторы ШСМ включены в республиканскую Viber-группу «Клуб медиаторов».
Планируется:
1. Распространение в учреждениях образования Мозырского района образцов документации по организации деятельности ШСМ.
2. Подготовка выпуска №5 газеты «Вестник медиатора».
3.Перекомплектация состава участников Viber-групп «Медиация 1», «Медиация 2», «Vivat, медиация!». Объединение в одну группу «Школьные службы медиации Мозыря».
4. Методическое сопровождение групп поддержки в учреждения образования среды, дружественной детям.
5. Сопровождение процесса создания ШСМ в учреждения образования «Средняя школа №7 г. Мозыря», «Средняя школа №9 г. Мозыря», «Средняя школа №12 г. Мозыря», «Средняя школа №16 г. Мозыря».
6. Содействие дополнению ШСМ в учреждениях «Средняя школа №11 г. Мозыря», «Средняя школа №14 г. Мозыря», «Средняя школа №10 г. Мозыря» учащимися и педагогами, получившими сертификат в январе 2022.
7. Экспериментальное исследование воздействия занятости в ШСМ на личностные особенности членов ШСМ.
8. Реализация серии видеокейсов опыта успешной работы школьных медиаторов по осуществлению примирительного процесса (с обсуждением).
Координатор деятельности: Гульчик Виктория Валентиновна, заведующий отделом, педагог-психолог высшей квалификационной категории МРСПЦ, руководитель районного ресурсного центра педагогов-психологов, педагогов социальных Мозырского района.
Группа поддержки: Селиванова Татьяна Сергеевна, педагог социальный МРСПЦ, Процюк Татьяна Николаевна, заведующий отделом МРСПЦ.
Отчёт о работе МРСПЦ по популяризации ШСМ в Мозырском районе и проведении медиативных сессий с субъектами образовательных отношений, в том числе в рамках участия психолога в судебных разбирательствах, будет представлен дополнительно.
Актуальные проблемы:
1. Программы примирения могут реализовываться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта. Актуальной является проблема повышения мотивации агрессивно настроенных учащихся в медиативный процесс.
2. Проблема участия юных медиаторов в процедуре медиации, если необходимость сессии является срочной (острый конфликт). Педагоги не готовы освобождать от занятий учащихся-медиаторов для проведения медиативных сессий.
3.Проблема привлечения законных представителей несовершеннолетних в работу ШСМ.