Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Информация о деятельности школьных служб медиации в Мозырском районе

Дата: 2 марта 2022 в 11:52, Обновлено 17 мая 2022 в 10:05
Автор: Шмидт А. А.

Международный фестиваль школьников и  студентов «Медиация будущего»

29.04.2022-01.05.2022 юные медиаторы государственного учреждения образования «Средняя школа №14 г. Мозыря» явились делегатами Гомельской области  на Международном  фестивале школьников и  студентов «Медиация будущего». В состав делегации вошли: учащиеся Гуглева Александра, Мушина Кристина, Савицкая Виктория, Вадильникова Анна и педагоги Зелимова Юлия Александровна и Семёнова Екатерина Викторовна.  

Фестиваль ежегодно вовлекает учащихся и педагогов нашей республики и других стран в единое образовательное пространство по обмену опытом работы служб школьной медиации. Традиционно фестиваль наполнен богатым содержанием: увлекательные тематические конкурсы, квесты и выступления профессионалов-медиаторов.

Особенно приятно, что уже второй год подряд честь представлять Гомельскую область представлена школьникам Мозыря. Команда выступила достойно. Энергия, драйв, креатив  фестиваля зарядили ребят позитивом, творчеством и вдохновили на создание и реализацию новых творческих идей.

Гульчик В.В., координатор проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации»   

Информация о деятельности  школьных служб медиации в Мозырском районе

О деятельности школьной службы медиации

в ГУО «Средняя школа №11 г. Мозыря»

Открытие школьной службы медиации в государственном  учреждении  образования «Средняя школа №11 г. Мозыря» осуществлено 01.09.2021.  

За время существования школьной службой медиации (далее - ШСМ) был проведен ряд мероприятий.

1.        С целью организации деятельности школьной службы медиации в сентябре 2021 года разработан и утверждён план работы школьной службы медиации.

2.        Осуществлена рекламация ШСМ: учащиеся учреждения образования информированы о том, что в учреждении существует ШСМ и каковы её функции. Разъяснены цели, задачи, формы и перспективы ШСМ. О работе ШСМ учащиеся проинформированы в ходе выступлений членов ШСМ на классных часах, а также в ходе индивидуальных бесед. Информирование законных представителей о работе ШСМ осуществляется на родительских собраниях, при обращении по возникающим вопросам в социально-психологическую службу школы.

3.        В сентябре 2021 года оформлен информационный стенд «Школьная служба медиации». Информация о ШСМ размещена на  сайте школы.

4.         В рамках организации просветительской  и профилактической работы проведены классные часы   по темам «Как найти друга?», «Будем милосердны к старости», «Мы разные, но мы вместе». В шестых классах организован коллективный просмотр фильма Р. Быкова «Чучело», с последующим обсуждением. На родительских собраниях проведены  профилактические беседы по темам: «Особенности подросткового возраста» «Если в семье конфликт», «Нравственные уроки моей семьи», «Профилактика злоупотребления алкоголя, наркотических средств, среди несовершеннолетних», «Жестокое обращение с детьми», «Агрессия у детей. Причины и последствия». В рамках Всемирного дня толерантности (16 ноября) в учреждении организован ряд мероприятий, посвящённых данному событию. Члены ШСМ провели акцию «Подари улыбку», был организован просмотр жизнеутверждающих видеороликов в фойе школы. Распространены телеграммы с пожеланиями чуткости, доброты и терпимости. Проведены классные часы «Путешествие в страну «Дружбы», «Конфликт и пути его решения», «Мой друг», «Конфликт – это…»

5. За время существования школьной службы медиации было 3 обращения (2 учащихся V-х классов, 2 учащихся IX-х классов, конфликт между учеником V-го класса и учителем(п запросу администрации)).  Указанные случаи с обращением учащихся касались  неконструктивных способов общения (передача искаженной информации, недопонимание смысла высказывания в адрес учащегося, нетерпимость к личностным особенностям некоторых учащихся со стороны одноклассников). Ответной реакцией являлись  драки на уроках и переменах, назначение «стрелок», взаимные оскорбления в социальных сетях. Подобные конфликты разрешались  конструктивно в ходе одной сессии.

«Работа по данному направлению является новой для школы, но за короткий срок работы начал складываться опыт и понимание для чего служба школьной медиации нужна. Учащиеся также заинтересовываются возможностью разрешения конфликтов с помощью медиации» (Гнедько И.А., педагог-психолог  ГУО «Средняя школа №11 г. Мозыря», школьный медиатор).

Перспективы:

В 2021/2022 учебном году продолжается  работа по дополнению и систематизации нормативно-правовой базы, включающей документы, которые регламентируют деятельность школьных служб медиации.

В 2021/2022 учебном году планируется:

 транслировать опыт работы через школьную газету, через телеграмм- канал и мессенджер «Viber» школы.

Школьные медиаторы: Гнедько Ирина Александровна, куратор службы школьной медиации, педагог-психолог; Веселов Александр Игоревич, юный медиатор, учащийся 10 «А» класса.

Группа поддержки: Голуб Светлана Федоровна, педагог-психолог; Грищенко Оксана Евгеньевна, педагог дополнительного образования; Здольник Валерия, Горин Святослав, учащиеся 10 класса.

О деятельности школьной службы медиации

в ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря»

Открытие школьной службы медиации в государственном  учреждении  образования «Средняя школа №14 г. Мозыря» осуществлено 12.02.2021.   

На начальном этапе создания ШМС в учреждении образования  реализована тематическая консультация для учащихся VIII - IX классов  по теме «Конфликт. Преодолеть!» (20.03.2021). Осуществлено выступление по вопросу создания в учреждениях образования «ШМС» на педагогическом совете (февраль). Группой «Равный обучает равного» реализована раздача информационных листовок «Что такое медиация?»

С сентября 2021 г. по январь 2022 г. в ГУО «Средняя школа № 14 г. Мозыря» в рамках деятельности Школьной службы медиации проведен ряд с мероприятий.

1. Создан и распространен буклет для родителей «Школьная служба медиации».

2. В рамках объединения по интересам «Юный блогер» создан видеоролик «Что такое медиация?»; ролик размещен в школьном аккаунте инстаграм, осуществлена трансляция видеоролика на  плазменной панели в фойе школы.

3. Осуществлены выступления на общешкольных родительских собраниях по теме «Школьная служба медиации: конструктивный выход из конфликтной ситуации», выступления на классных часах с мини-лекцией «Чем школьная служба медиации может помочь учащимся?».

4. Организована работа инициативной группы по принципу «равный обучает равного» по вопросам конструктивного урегулирования конфликтов.

5. Проведено занятие с элементами тренинга для учащихся «Равный среди равных» (12 занятий в классных коллективах).

6. Реализованы тренинговые занятия по формированию коммуникативных навыков, навыков сотрудничества (7 занятий в классных коллективах).

7. Осуществлены три примирительные встречи:

06.10.2021 г. -  в VI класс пришел «новенький» учащийся. Коллектив настороженно отнесся к появлению нового члена коллектива, группа учащихся вела себя агрессивно по отношению к нему: высмеивала внешность, одежду, ответы у доски и др. Он, в свою очередь, обзывался на детей и жаловался учителям. Для разрешения данной конфликтной ситуации классный руководитель обратился в Школьную службу медиации. Данная медиация проведена самостоятельно учащейся-медиатором без непосредственного участия взрослых, под наблюдением медиатора. Результат положительный.

09.11.2021 -  мальчик Илья долго не может привыкнуть к школьному распорядку. На уроке он может встать с места, пройти по классу, взять что-то с парты одноклассников. В ответ на замечания учителя грубит, начинает кричать или бегать по кабинету. Ребята говорят ему, что он мешает, делают ему замечания. Но Илья на замечания одноклассников не реагирует. В результате ребята объединились против Ильи, перестали с ним общаться и играть на переменах.  Своевременное вмешательство помогло разрешить конфликт. Конфликт разрешился с применением медиации,  конструктивно.

09.12.2021  Богдан - ученик  V класса, на уроке английского языка был не согласен с полученной оценкой, выразил учителю свое недовольство. Учитель в ответ повысила голос на ученика, сказала, что эта оценка может стать еще ниже. В ответ на это ученик  при всем классе оскорбил учителя, используя при этом  нецензурную лексику на английском языке. После урока учительница в слезах обратилась к педагогам социальным с просьбой провести с Богданом профилактическую работу. Они порекомендовали педагогу и ученику обратиться в Школьную службу медиации. Ситуация была исчерпана снятием противоречий между ее участниками посредством применения медиации.

Школьные медиаторы: Семёнова Екатерина Викторовна, куратор службы школьной медиации, педагог-психолог; Гуглева Александра, юный медиатор, учащаяся 10 класса.

Группа поддержки: Зелимова Юлия Александровна, педагог-психолог, Савицкая Виктория, Вадильникова Анна, учащиеся 9 класса,  Мушина Кристина, Махнач Ольга, учащиеся 10 класса.

О деятельности школьной службы медиации

в ГУО «Средняя школа №10 г. Мозыря»

Открытие школьной службы медиации в государственном  учреждении  образования «Средняя школа №10 г. Мозыря» осуществлено 16.02.2021.

На начальном этапе деятельности ШСМ в учреждении образования проведены групповые занятия на тему «Конфликтные ситуации и способы их преодоления» с учащимися 1-3 классов (23.02.2021), с учащимися 5-8 классов  (03.03.2021). Осуществлено анкетирование учащихся 5-11 классов по выявлению причин конфликтов. Проведена акция «В нашей школе работает ШСМ» (08.03.2021-19.03.2021). Систематически  на переменах с учащимися 1-3 классов, 5-8 классов проводятся психологические игры на сплочение.

С сентября 2021 г. по январь 2022 г. в ГУО «Средняя школа № 10 г. Мозыря» в рамках деятельности Школьной службы медиации проведен ряд с мероприятий.

1. Проведено анкетировании учащихся VI- VIII классов по выявлению причин конфликтов (13.09.2021-15.09.2021), IX- XI классов  (18.10.2021-20.10.2021).

2. Осуществлено информирование законных представителей  учащихся о работе ШСМ XI класса (21.10.2021), I класса (28.10.2021).

3. Реализован просмотр видеоролика «О дружбе» (с обсуждением) (25.10.2021).

4. Проведена серия тренинговых занятий с учащимися IX- X классов  на тему «Способы разрешения конфликтных ситуаций» (17.12.2021).

5. 30.11.2021 проведена медиативная встреча по урегулированию конфликта между учащимися.  Суть конфликта – мальчик «не давал прохода девочке», гиперопекая её своим навязчивым вниманием. Девочка испытывала дискомфорт в связи с этим, поэтому обратилась в ШСМ. Медиативная сессия дала положительный результат.

Школьные медиаторы: Шлапак Татьяна Фёдоровна, куратор службы школьной медиации, педагог-психолог; Книжонок Ярослав Игоревич, юный медиатор, учащийся X класса.

Группа поддержки: Козенко Ксения, Назарчук Вадим, Сорокин Максим, учащиеся IX класса

Координация деятельности школьных служб медиации осуществляется МРСПЦ.

1. Разработаны единые образцы оформления журналов, почтового ящика ШСМ.  

2. Разработаны, обсуждены с кураторами ШСМ, откорректированы  образцы документации по организации деятельности ШСМ.  Образцы одобрены и рекомендованы к использованию решением РРЦ педагогов-психологов, педагогов социальных Мозырского района (Протокол №6 от 21.01.2022).     ….Подготовлены рекомендации по организации ШСМ «Шаг за шагом».

3.  Проведены инструктивно-методические совещания  для кураторов Служб медиации  на тему «Организация работы Школьных служб медиации  в учреждении образования»: 25.02.2021  (база проведения -   ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря»), 18.01.2022    (база проведения -   отдел образования Мозырского райисполкома).

4. Кураторы школьных служб медиации приняли участие в онлайн супервизии, организованной исполнительным директором ОО «Белорусский республиканский союз юристов», медиатором, руководителем Школьного проекта Центра «Медиация и право» Орловской И.В. и кандидатом юридических наук, доцентом кафедры международного частного и европейского права факультета международных отношений Белорусского государственного университета, председателем Совета центра «Медиация и право» Бельской И.А.     (25.02.2021). 

5. Кураторы ШСМ включены в республиканскую Viber-группу  «Клуб медиаторов».

Планируется:

1. Распространение в учреждениях образования Мозырского района образцов документации по организации деятельности ШСМ.

2. Подготовка выпуска №5 газеты «Вестник медиатора».

3.Перекомплектация состава участников Viber-групп «Медиация 1», «Медиация 2», «Vivat, медиация!». Объединение в одну группу «Школьные службы медиации  Мозыря».

4. Методическое сопровождение групп поддержки в учреждения образования среды, дружественной детям.

5. Сопровождение процесса создания ШСМ в учреждения образования «Средняя школа №7 г. Мозыря»,  «Средняя школа №9 г. Мозыря», «Средняя школа №12 г. Мозыря», «Средняя школа №16 г. Мозыря».

6. Содействие дополнению ШСМ в учреждениях «Средняя школа №11 г. Мозыря», «Средняя школа №14 г. Мозыря», «Средняя школа №10 г. Мозыря» учащимися и педагогами, получившими сертификат в январе 2022.

7. Экспериментальное исследование воздействия занятости в ШСМ на личностные особенности членов ШСМ.  

8. Реализация серии видеокейсов  опыта успешной работы школьных медиаторов по осуществлению примирительного процесса (с обсуждением).

Координатор деятельности: Гульчик Виктория Валентиновна, заведующий отделом, педагог-психолог  высшей квалификационной категории МРСПЦ, руководитель районного ресурсного центра педагогов-психологов, педагогов социальных Мозырского района.

Группа поддержки: Селиванова Татьяна Сергеевна, педагог социальный   МРСПЦ, Процюк Татьяна Николаевна, заведующий отделом МРСПЦ.

Отчёт о работе МРСПЦ по популяризации ШСМ в Мозырском районе и проведении медиативных сессий с субъектами образовательных отношений, в том числе в рамках участия психолога в судебных разбирательствах,   будет представлен дополнительно.

 Актуальные проблемы:

1. Программы примирения могут реализовываться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта. Актуальной является проблема повышения мотивации агрессивно настроенных учащихся в медиативный процесс.

2. Проблема участия юных медиаторов в процедуре медиации, если необходимость сессии является срочной (острый конфликт). Педагоги не готовы освобождать от занятий учащихся-медиаторов для проведения медиативных сессий.

3.Проблема привлечения законных представителей несовершеннолетних в работу ШСМ.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.